Конспект урока на тему “Праздник непослушания”



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – “Детский сад №59 “Цыплята”

Конспект урока на тему “Праздник непослушания”

Кукушкина Мария Валерьевна,

Педагог – психолог.

Г. Северодвинск
2015г

“Праздник непослушания”.

Что такое детские капризы и как с ними бороться?

Цель:

Повышение психологи ческой компетенции родителей по вопросам

Общения с детьми.

Задачи:

Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей;

Развивать рефлексию, децентрацию своей родительской позиции, навыки конструктивного взаимодействия с детьми;

Оптимизация детско-родительских отношений.

Материалы и оборудование: мяч, бланки


с ситуациями

Ход мероприятия.

Разминка.

Игра “Электрический ток”. Стоя в кругу, участники по очереди через рукопожатие передают сигнал по кругу, начиная от ведущего. К нему же он должен вернуться с другой стороны круга. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях, через промежутки времени, от разных ведущих. Задача игроков: не спутаться и передать сигнал.

Вступление.

Наверное, каждая Мама чувствовала себя хотя бы раз неуютно, когда ее дитятко неожиданно заливалась слезами, поднимало крик, а то и начинало биться об пол.

Оказывается, в возрасте от года до 3-5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова “да”, существует слово “нет”.

У некоторых детей истерики бывают довольно часто. Как правило, эти Дети отличаются целеустремленным характером и куда более настойчивы в своих желаниях, чем их мягкие и послушные сверстники. Одни дети быстро раздражаются и так же быстро затихают. Другие истерику закатывают по всем правилам: топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется под руку, бросаются на пол. Все дело в темпераменте: у детей с более сильным типом нервной системы – упрямство, дети со слабой нервной системой чаще капризничают.

Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Странно в 5 лет видеть ребенка, заливающегося слезами. Верно говорят: легче справиться с 1 капризом, чем победить101.

3. “Вернисаж детских капризов”

Передавая мяч, рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ваш ребенок, начиная рассказ от лица ребенка: “Я капризничаю, когда…”

Мини-лекция “Причины детских капризов”

Итак, почему ребенок капризничает?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос, и вы уже верно отметили некоторые из них:

Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые.

Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по пятам и “канючит”, и хватает вас за руки, находит поводы привлечь ваше внимание.

Капризничая, ваш ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно: покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.

Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: “Туда не ходи!”, “Не пачкайся”, “Перестань смотреть по сторонам!”.

Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным.

Психоэмоциональное напряжение. Может это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень устал за день? Да и ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его настроение.

Игра – активатор “Молекулы”

Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде: “Атомы объединяются в молекулы по три (два, четыре, пять и т. д.) участники объединяются в тройки. Кто не смог найти тройку становится ведущим и дает команду остальным участникам для объединения.

С последней командой все участники делятся на две подгруппы.

Командная игра “Как мы боремся с капризами”

Каждая группа получает 2-3 карточки с “экстремальными” вопросами для другой команды (приложение1). Один участник зачитывает ситуацию из карточки. Ответ должен быть дан другой командой через 2 минуты. Затем команды меняются ролями.

Мини-лекция “Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации”

Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: ” Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи”, “Успокойся, остынь, поговорим”.

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:

На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились? (на уровне глаз ребенка).

Попробуйте общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)

Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только “хочу”, но и “надо” следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи.

Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:

– чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;

– будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его (“если ты…, то…”). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).

Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль “консультанта”: “выбери себе чашку”, “посмотри, чистое ли у меня лицо”. Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений)

Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т. д.)

8. Рефлексия “Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок капризничает?” ( Передавая мяч, называем свои чувства.)

Эти чувства затмевают нас и не дают принять верное решение, очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем часто сожалеем потом. Поэтому как говорил Карлсон Малышу: “Спокойствие, только спокойствие!”:

– возьмите тайм-аут: “Я сейчас не буду с тобой разговаривать”, “Посиди, успокойся”, во время которого вы можете:

– посчитать до 10;

– подышать (глубокое дыхание) или упражнение “Лифт”. (Приложение 2)

9. Прощание

Приложение 1

В воскресенье Олег устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: “Купи мне, купи!” Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.

Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. “Еще, мама, еще!” Каждый раз заканчивается скандалом.

От дома до садика два шага, но каждый раз требует, чтобы везли ее на санках. Кричит, плачет. А дорога вся как каша, десять потов сойдет, пока довезешь, да и сама уже должна ходить.

Из детского сада выходит, такое чувство, что повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать, ума не приложу?

Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока набегается по раздевалке, потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться: опять испорчено настроение и у меня, и у дочери.

Увидит какой-нибудь предмет дома и кричит: “Дай, дай!” А как я дам, если это чашка из сервиза, расколет еще.

Приложение 2

ЛИФТ

Время выполнения 2-3 минут.

Сделав глубокий вдох, чтобы воздух дошел до живота, мы начинаем “поездку на лифте”. Выдыхая, чувствуем, как воздух начинает свой путь от “первого этажа” (живота)

Это упражнение хорошо выполнять стоя.

1.Вдохнули глубоко и медленно ртом так, чтобы воздух дошел до живота (1этаж). Задержали дыхание, выдохнули ртом.

2.Снова вдохнули так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше (желудок). Задержали дыхание – выдохнули ртом.

3.Вдохнули – и подняли лифт еще на один этаж (грудь) – выдохнули.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из дверей лифта.

ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ

Время выполнения 2-3 минуты.

Сядь на стульчик, спина прямая, расслабленная.

Вдохни носом, выдохни через рот. Можно считать: вдох – 1, 2, 3, 4; выдох -4, 3, 2,1.

Литература.

Лютова Е. К. Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.:Речь. – 2003.

Корнеева Е. Н, Детские капризы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться/ Луговская А., Шевнина О. – М.: Эксмо, 2006.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока на тему “Праздник непослушания”