Конспект урока на тему “Пасха”

Конспект урока на тему ” Пасха”

Цель урока: Познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

Слайд1

1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

Слайд2

2. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Учитель.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но

Слайд3

Слай4

На третий день после смерти Он воскрес из мертвых.

На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Слайд5

– История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

– Какое еще слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

Запись в тетради, что такое Воскресение.

– Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятие Пасхи.

– В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.

(Приводится пример из учебника на странице 29).

3. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Слайд6

– Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола. (Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

Слайд7

Пасха отмечается весной, когда дни уже становятся длиннее, а ночи короче. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И яйцо – символ извечного возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа.

Возрождение новой жизни из яйца, символизируется и с появлением цыплят. Поэтому наравне с дарением яиц, преподносят также в подарок и цыплят.

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Еще были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Самые распространенные орнаменты на писанках – солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали). Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.

Вопрос: Для чего делали яйца-писанки? Какие пожелания говорили? Ответ: Чтобы подарить близким, любимым людям. Пожелать им процветания и здоровья, напомнить о красоте и бесконечности жизни.

Учитель: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. Самые известные из них – яйца фирмы Фаберже.

На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в это время жаворонки прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обычай “отпущения птиц на волю”. Утром родители и Дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же.
Об этом обычае писал А. С. Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд14

Слайд15

Слайд16

Сейчас мы с вами тоже сделаем настоящее яйцо – писанку или вы можете раскрасить картинку цыпленка. Это не сложно. Только не надо спешить и делать все аккуратно.

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.)

Слайд17

4. Групповая работа – Пасхальные игры.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры.

1 группа показывает игру “Катанье яиц” И объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный “каток”. Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к “катку” и катят свое яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру “Чоканье яйцами”, Стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру “Вертушка”, По команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

Фильм

Рефлексия

1.

На уроке я работал

Активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

Коротким / длинным

4.

За урок я

Не устал / устал

5.

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Легким / трудным

Слайд18

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: “Христос воскрес!” Всех вас я еще раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: “Радуйтесь!” И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока на тему “Пасха”