Конспект урока географии на тему “Посланец Земли”

ГК УСО КК

“Каневской социальный приют для детей и подростков

“ОРИОН”

Конспект урока географии на тему

“Посланец Земли”

Воспитатель

Топоркова Елена Валентиновна

Ст. Новоминская

Каневской район

2015 г.

Задачи:

Образовательная: Рассказать детям о Ю. А. Гагарине, о состоянии невесомости; обогащать словарь детей; рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность;

Воспитательная: воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с космосом;

Развивающая: развивать навыки связной речи; умения четко кратко отвечать на вопросы, внимательно слушать и запоминать художественные произведения, выразительно читать стихи.

Материал:

Иллюстрации или слайды о космосе, фотографии Ю. А. Гагарин, материал для игр: “Геоконт”, мяч.

Предварительная работа:

Словарная работа: Советский Союз, ТАСС, ПТУ, техникум, Вселенная, космодром, казахстанская, сработанный;

Рассматривание: Иллюстрации о космосе, космических кораблях, фотографий Ю. А. Гагарина;

Чтение: А.

Экзюпери “Маленький принц”, стихи и загадки о космос, “Вижу Землю”, Ю Гагарин ;

Наблюдение: Луна и солнце на утреннем, дневном, и вечернем небе;

Создание выставок: Фотовыставка “Космонавт – I”, выставка детских рисунков “”Звездная страна”;

Изобразительная деятельность: Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги “Звезды и кометы”, лепка рельефная (панорама) “В далеком космосе”, лепка, аппликация или рисование (по выбору) “Летающие тарелки и пришельцы из космоса), лепка коллективная и аппликация (по выбору) “наш космодром”, лепка сюжетная “Покорители космоса – наши космонавты”, сценарий большого интегрированного занятия “Большое космическое путешествие” (И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. ТЦ СФЕРА, М., 2007 г.;

Конструирование: Выкладывание ракет из “Гоеконта”, строительного материала;

Игровая деятельность: Математическая игра “Космонавты” (“Давайте поиграем” ред. А. А. Столяра, Москва., “Просвещение”, 1991 г.), дидактическая игра-занятие “Космическое путешествие”, Е. Н. Панова “Дидактические игры-занятия в ДОУ”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 г.).

(Звучит мелодия песни “Звездная страна”,

Муз. М. Таривердиева))

Воспитатель. Апрельским утром на космодроме в казахстанской степи взметнулось пламя, вздрогнула ракета, и сквозь рев двигателей донеслось по-русски задорное: “Поехали!”

Мчался в черном космическом небе, огибая голубую и зеленую планету Земля, сработанный умом и волей советского народа, космический корабль. И летел в нем сын смоленского крестьянина Юрий Гагарин.

(Некоторое время продолжает звучать мелодия)

50 лет назад, 12 апреля 1961 года, на космическом корабле “Восток” гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос.

Много веков люди пытались подняться к звездам. Но они не могли ответить на вопросы: как будет влиять космическое пространство на человека? Как будет чувствовать себя человек во время полета в космосе и при возвращении корабля на землю? На эти и многие другие вопросы должен был ответить Юрий Алексеевич Гагарин.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали далекие леса и пустыни, шли по снегам и по льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа.

Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором – всегда черная, непроглядная ночь.

Удивительно! Ближе к солнцу, а темно!

Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Все это первым увидел и испытал на себе Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

Весь мир хорошо знает эти слова: “Внимание, Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!”

…Мир слушал. Ждал. Что сегодня скажет Москва…

“Передаем сообщение ТАСС о первом полете человека в космическое пространство!”

Земля узнала о старте Юрия Алексеевича Гагарина, когда корабль совершал свой первый полет вокруг Земного шара.

Игра “Кто быстрее построит ракету”

Воспитатель читает слова.

В небо ракета стрелою

Взлетела,

В ней космонавт сидит,

Сильный и смелый.

По окончании дошкольники, разделившись на две группы, начинают “строить” из деталей конструктора ракету на скорость.

Давайте еще раз переживем все заново, как было тогда.

(На фоне мелодии песни “Нежность”,

Муз. А. Пахмутовой)

Перед тем, как отправиться на космодром, Гагарин побывал на Красной площади Москвы, медленно прошел вдоль Кремлевской стены, на несколько минут остановился у Мавзолея.

День был ясный, теплый. Навстречу Гагарину шли, спешили тысячи людей. Никто не обращал внимания на молодого летчика, никто не знал, что скоро о нем узнает весь мир.

И вот наступило Утро долгожданного исторического дня – 12 апреля 1961 года.

Перед тем, как подняться в кабину корабля, Гагарин сказал:

– Дорогие друзья, близкие и незнакомые всех стран и континентов! Через несколько минут космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением.

(Возможно использовать речь Ю. А. Гагарина в записи.

Позднее, рассказывая журналистам об это исторический минуте, Гагарин вспоминал, что, пока он говорил, вся жизнь прошла перед его глазами. Он увидел себя школьником, впервые написавшим слово “Родина”… Учеником ПТУ, выполнившим свое первое задание… Учащимся техникума… Летчиком…

– До старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди, отправляясь в далекий путь…

И уже перед тем, как войти в корабль, он поднял руки и сказал:

– До скорой встречи!

Юрий спокойно вошел в кабину. Как только он остался один, он проверил, как работает связь.

– “Заря”, я – “Космонавт”. Как слышите меня?

“Заря” ответила:

– Слышу хорошо. Как чувствуете себя, Юрий Алексеевич?

– Чувствую себя хорошо. К старту готов.

Наступило время старта. Юрий Гагарин громко произнес фразу, которую теперь знает каждый школьник:

– Поехали!

Это было утром 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут.

Подвижная игра “Летим на Марс”

Ведущий предлагает запустить ракету на Марс. Берет мяч и кидает его вверх. Два ребенка сидя повторяют движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем можно повторить движения стоя.

Проигрывает тот, кто не смог поймать мяч.

Более сложный вариант – подбрасывание мяча с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

Тогда все было впервые. Юрий Гагарин понимал, что Земля волнуется. И, пока он был в полете, он сообщал из кабины корабля:

– Самочувствие отличное. Полет идет хорошо. Вижу Землю. Очень красиво! Полет продолжается! Все нормально!

(Так же возможно прослушивание записи.

В Москве готовились к передаче важного сообщения. И вот над страной и миром прозвучало:

– Внимание! Внимание! Говорит Москва…

Пока по радио первое сообщение о полете человека в космос, Гагарин продолжал работать: наблюдал, делал записи в журнале. Писать было легко. Но как только Юрий, забыв, где он находится, положил карандаш рядом с собой, карандаш сейчас же уплыл от него.

Позднее, при встрече с журналистами, Ю. А. Гагарин говорил, что во время полета работы было много, но он не мог не думать. Он вспоминал Родину, Дом, семью, маму, детство, друзей, вспоминал, как пришел он на Красную площадь и долго стоял около Мавзолея.

Как только Главный конструктор получил сообщение о возвращении на первого космонавта на Землю, он вместе с группой специалистов внимательно осмотрел корабль. Кто-то сказал:

– Все в порядке! Можно даже в космос отправлять…

– Нет,- ответил Главный конструктор (это был Королев С. П.),- теперь этот корабль принадлежит истории, всему человечеству. Пройдет немного времени, И “Восток” будет стоять на международной выставке, и люди будут шапки перед ним снимать! Теперь он не наш, теперь, друзья мои, он – история!”

Прошли годы, выросла семья космонавтов, сложной и продолжительной стала работа во время полетов. За эти годы сделано много открытий. А сколько их еще впереди! Освоение космоса продолжается…

Игра “3 обруча”

Чтобы метеориты не причинили вреда ракетам, инженеры-конструкторы придумали специальные люки – “ловушки”, в которые они попадают и остаются.

Нам необходимо метеориты из этих люков перенести в специальные отсеки ракеты для исследовательской работы на Земле.

Проводится игра по заданию: в красный обруч-“отсек” положить все красные, в зеленый – все квадратные, в голубой – все маленькие фигуры – “метеориты.

Но люди всегда будут вспоминать первый полет, открывший им дорогу в космос.

(Чтение детьми стихов).

Космонавт

В небе ясном солнце светит.

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Ракета.

Запустили мы ракету “Мишка, Мишка, будь смелей,

Пусть летит по белу свету. Возвращайся поскорей!”

В той ракете заводной

Мишка плюшевый, герой.

Космонавты

(шутки-малютки).

Как-то раз серый Кот

На завалинке сидел

И мечтал: “Я сейчас

На Луну бы полетел!

И в подполье, и на крышу,

На Земле я не хочу,

На Луну я полечу!”

Петушок: “Ко-ко-ко!

Солнце где-то далеко.

Мне бы из оконца

Полететь на Солнце.

Я на Солнышке сидел бы –

Золотые зерна ел бы.

На Земле не хочу!

Я на Солнце полечу!

И Козел говорит,

Что он тоже полетит.

На ракету он рад

Прихватить своих козлят.

А в ответ Трезор прогавкал:

“Если б я был космонавтом,
Я бы сделал пять витков,

Прокатил своих щенков.

Просит Гусь поросят:

Ах, останьтесь, я прошу.

Я для вас хоть сейчас

Два корыта закажу!”

Тут Свинья сказала Утке:

“Не останусь ни минутки.

На Земле я не хочу.

Я на Месяц полечу!”

Ракета

Вот как радуга на небе – А над радугой – ракета

Шелковый узор! Взмыла к небесам.

Ну и радуга на небе, Вот такую же ракету

Как цветной ковер! Я построю сам.

И на звездную дорожку

Полечу на ней,

Наберу я звезд лукошко

Мамочке моей.

Г. Виеру

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим фотовыставку о первом космонавте Земли.

(Рассматривание фотовыставки о Ю. А. Гагарине

В сопровождении песни “Знаете, каким он парнем был”,

Сл. Н Добронравова, муз. А. Пахмутовой)

Экспонаты для выставки – исходя из имеющегося у воспитателя материала.

Краткие комментарии воспитателя.)

Дети исполняют песню “Звездное небо”,

Сл. С. Яцкова, муз. И. Цветкова.

Ребенок. ПОСЛАНЕЦ ЗЕМЛИ

С. Михалков

Живем мы на нашей

В такой замечательный век!

И первым из первых в ракете

Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один во Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Мы знаем, а стало быть, верим,

Что сказкам сбываться дано,

И нам побывать на Венере,

Быть может, еще суждено!

Не зря потрудились умелые

Во славу народа, Во славу страны!

Рабочие люди

И люди науки

Содружеством мирным

Сильны!

Воспитатель. Ребята, перед вами очень интересные книги: “Дорога в космос” – о первом полете в космос. Написана она простым и живым языком

Книгу “Мой брат” написал старший брат Гагарина. Я думаю, что вы с интересом прочитаете их. Ведь о космосе люди слушают и читают с особым вниманием. Ведь в каждом из вас живет мечтатель! И нет на Земле человека, который не любит смотреть на звезды…

ВИЖУ ЗЕМЛЮ

Ю. Гагарин

…Я остался один среди многочисленных приборов, освещен­ных искусственным светом. Лишь радио связывало меня с окру­жающим миром.

Конечно, я волновался – только робот не волновался бы в та­кие минуты и в такой обстановке. Но вместе с тем был уверен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предви­дели бы наши ученые и техники, не случится. Был уверен в совершенстве ракеты, скафандра, приборов, связи с Землей, качест­ве пищи. Очевидно, и во мне были уверены. Все это, вместе взя­тое, и называлось “готовностью к космическому полету”.

О чем я думал, сидя в кресле космического корабля, перед стартом? Уже была проверена техника связи. Слышалась музыка: друзья позаботились, чтобы я не чувствовал одиночества. Оста­валось шестьдесят минут “свободного времени”.

Еще не подсчитана скорость человеческой мысли, а какое расстояние может она преодолеть за час! Вспомнил о далеком-далеком дне, когда мне повязали пионерский галстук. Я узнал, что слово “пионер” означает “разведчик”, “исследователь”, “первый пролагающий дорогу”. Замечательное слово! Жаль, что не все мы храним до конца дней своих, как самую дорогую па­мять, первый пионерский галстук.,.

Мне предстояло снова стать пионером, первым человеком, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех дерзких человеческих мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, самым сказочным.

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только “Восток” пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчет­ливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесис­тые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная все ми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…

Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал я от­пустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с план­шетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблю­дения пришлось передавать по радио и записывать на магнито­фон. За исключением этого небольшого происшествия, ничего непредвиденного не произошло. Заранее разработанный график полета соблюдался точно. До самого спуска все шло примерно так, как мы рассчитывали на Земле.

В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, на­растающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увели­чивались и были сильнее, чем при взлете.

В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, “Восток” благополучно опустился на ноле колхоза “Ленинский путь” у де­ревни Смеловки.

В своем ярко-оранжевом скафандре я, наверно, выглядел странно.

Первые земляне, женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита.

Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обня­лись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встре­тил.

“Восток” спустился в нескольких десятках метров от глубоко­го оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета…



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока географии на тему “Посланец Земли”