Конспект урока для 6 класса на тему “Понятие как форма мышления”

Конспект урока

Тема урока: Понятие как форма мышления (6 класс).

Цели и задачи урока:

Обучающие – Познакомить учащихся с логикой – наукой о зако­нах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии как одной из форм мышления; закрепить навыки создания таблиц, размещения в них текстовой и графической информации;

Развивающие – Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение оперировать с понятиями;

Воспитательные – воспитывать внимательность, культуру речи и общения, самостоятельность рассуждений.

Тип урока: Объяснительно-демонстрационный.

Оборудование: компьютер учителя, компьютеры учеников, видеопроектор, презентация в среде Power Point, материал для практической работы за компьютером.

Методы ведения урока: Лекция-беседа с учащимися с использованием презентации “Понятие как форма мышления”, разноуровневая практическая работа.

План урока:

Организационный момент – 5 мин.

Изложение нового материала – 30 мин.

Практическая работа за компьютерами – 7 мин.

Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Наталия Николаевна, сегодня я буду проводить у вас урок. Для начала отметим присутствующих. Хорошо, спасибо.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим раздел “Человек и информация”. В начале урока изучим новую тему “Понятие как форма мышления”. В конце занятия вы выполните практические работу за компьютерами.

3. Изучение нового материала.

Объяснение материала учителем с помощью мультимедийной презентации “Понятие как форма мышления”.

Ребята откройте свои тетради, запишите число и тему урока “Понятие как форма мышления”. Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное откры­тие нам помогает мышление. Во все времена умение пра­вильно мыслить играло важную роль в жизни каждого че­ловека. В глубокой древности возникла наука Логика, Изучающая законы и формы мышления, способы рассуж­дений и доказательств.

Нас окружает множество Объектов. Это вещи, процес­сы, явления, люди, животные и так далее. Каждый из объ­ектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (зеленый, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче).

Признаки объекта могут быть существенными и несу­щественными. Чтобы понять различие между ними, рас­смотрим следующий пример.

В лесу около озера растет дерево береза (название объ­екта). Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта “дерево береза”.

Предположим, что наша задача – найти любую бере­зу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев. Совокупность существенных признаков (3 слайд) отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в Понятии. Например, понятие “компью­тер” отражает в себе существенные признаки всех суще­ствующих компьютеров как универсальных электрон­ных устройств для хранения, обработки и передачи данных.

Понятие в языке выражается одним или несколькими словами, например: “мальчик”, “мороз”, “человек”, “ин­формация”, “компьютер”, “персональный компьютер”, “звуковая информация”, “двоичное кодирование”, “учеб­ник информатики”, “рабочая тетрадь”.

Существуют слова-омонимы (4,6 слайд), имеющие различные Значения, выражающие разные понятия, но одинаково Звучащие. Так слово “лист” имеет следующие значения: лист бумаги, лист растения. Слова-синонимы (4,5 слайд) выражают одно и то же понятие (имеют одинаковые значения), но звучат различно. Так, слова “масса”, “уйма”, “бездна”, “тьма”, “пропасть” яв­ляются синонимами для понятия “множество” (в смысле “много”).

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что поня­тие – это форма мышления.

Теперь ребята самое главное запишем в тетради (7 слайд). Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. В понятии отражается совокупность сущест­ Венных признаков отдельного объекта или класса одно­ Родных объектов.

В языке понятие выражается одним или несколькими словами.

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.

4. Закрепление материала. Практическая работа за компьютерами “размещение текстовой и графической информации в таблицах”. Необходимо выполнить полностью, предложенное задание.

5. Итоги занятия. Объявление оценок.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с логикой – наукой о зако­нах и формах человеческого мышления, а также узнали о понятии как об одной из форм мышления. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

– Что такое понятие?

– Приведите примеры понятий курса информатики.

Объявление оценок.

7. Домашнее задание. Приведите по 3 примера слов-омонимов и слов-синонимов, выражающих различные понятия.


Вы читаете: Конспект урока для 6 класса на тему “Понятие как форма мышления”