Классный час во 2 классе. Права и обязанности

Классный час – 2 класс

Цели: помочь детям разобраться в понятиях “права ” и “обязанности “; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход классного часа

Беседа

– Что означают слова “права ” и “обязанности “? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

“Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что – нибудь делать, осуществлять “. Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. “Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения “. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

– Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра “Если бы директором был я “

– Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру “Мои права и обязанности дома, на улице ” и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

– В школе я должен…

– В школе я имею право…

– Дома я должен…

– Дома я имею право…

– На улице я должен…

– На улице я имею право…

– Как понимаете выражение “право на ошибку “? (Высказывания детей.)

– Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

– Как понимаете выражение “на ошибках учатся “?

Вывод

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

( “Приглашающие ” движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

( “Приглашающие ” движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша Мама говорит:

– Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы.)

– Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

– У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

– А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

– Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

– Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

– Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

– Соблюдайте Порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

– Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

– Вымойте за собой посуду.

– Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

– Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

– Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

– Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

– Умейте постирать носовой платок, носки.

– Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

– Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

– Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

– Какие права есть у учащихся?

– Какие есть обязанности?

– Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя

Нельзя!

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

Беседа

– Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

– Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: “Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить “. Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): “Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке… “

Чтение стихотворения В. Коркина “Не умею быть один “.

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе! Зато смеяться –

Вместе! Нам вместе –

Лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.

– Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Обсуждение ситуации

– Вспомним сказку Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок “. Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

– Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

– Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

– Почему горько плакал Зайчик в сказке “Лиса и Заяц “?

Вопросы

– Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

– Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

– Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

– Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

– Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

– Кто защищает ваши права? (Государство.)

– Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

– Какие права ты считаешь главными для человека?

– Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Береги книгу!

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна,

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет…

В тарелку учебник свалился случайно…

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна…

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

– Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки.

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак… –

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник… Ну что в нем?

Обложка… Страницы…

Но он в то же время –

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

В. Суслов


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Классный час во 2 классе. Права и обязанности