Классный час на тему: “Расул Гамзатов – певец добра и человечности”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА “ПРОГИМНАЗИЯ №52 “ГЮНЯШ”

Классный час на тему:

“Расул Гамзатов – певец добра и человечности”

Подготовила учитель начальных классов

Деникаева Валентина Станиславовна

Denikaeva1960@mail. ru

Г. Махачкала

Классный час в 3 “а” классе, посвященный 90-летию со дня рождения поэта:

“Расул Гамзатов – певец добра и человечности”

Цели : раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р. Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.

Задачи: содействовать формированию УУД.

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.

2. Регулятивных: Учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.

Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плакаты с высказываниями Эдуардоса Межелайтиса, Расула Гамзатова; презентация песни “Журавли”; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер, выставка книг.

Предварительная работа:

Экскурсия к памятнику Расулу Гамзатову.

Форма проведения: классный час.

Место проведения : классное помещение.

План проведения:

– Организационный момент;

-вступительное слово учителя;

-знакомство с новым материалом;

-групповая работа: информация учащихся;

-просмотр фильма о творчестве поэта;

-слушание песни;

-беседа;

-словарно-орфографическая работа;

-подведение итогов.

Практическая реализация.

Ход мероприятия.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день дорогие Дети!

Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна.

Самая большая страна в мире! Это – Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).

Учитель: Правильно Махачкала!

В городе огромном, среди сотен школ

Есть одна, в которую учиться ты пришел.

Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.

Есть одна такая. Без нее нельзя.

Это наша прогимназия.

Учитель: А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете свой город и его историю.

Вы должны ответить на мои вопросы:

– Как наш город назывался раньше? ( Порт-Петровск)

– В честь кого переименовали в город Махачкала? (в честь видного революционера Махача Дахадаева)

– Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается наш город? ( Каспийское)

– Как называется кинотеатр, который находится на проспекте им. Шамиля? (” Россия”)

– Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)

– Как называется главная улица столицы? ( Проспект Расула Гамзатова) .

Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).

А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).

На доске эпиграфы:

Гляди вперед, вперед стремись.

И все ж когда – нибудь

Остановись и оглянись на свой пройденный путь.

Расул Гамзатов

… Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел, добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардос Межелайтис

III. Знакомство с новым материалом.

Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта.

Ученик:

Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

Ученик:

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете “Большевик гор”. Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

Ученик:

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

Ученик:

Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Ученик:

Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение “Берегите детей!”

Ученик:

Видел я, как орел, беззащитных птенцов

Учит крылья свои расправлять,

Если б он научил нерадивых отцов

Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути

Каждый миг: “Берегите детей!”

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

“Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!”

От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: “Берегите детей!”

Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? ( Учащиеся высказывают свое мнение, участвуют в диалоге).

Учитель : А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта.

Учитель:

Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню ” Журавли” в исполнении Марка Бернеса.

Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.

На доске плакат с песней “Журавли” (дети подпевают).

– Кому посвящена эта песня? ( Ответы детей)

– Как вы думаете, что означают следующие слова? ( Расширение словарного запаса, развитие речи).

Клин – сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
На исходе – о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
Промежуток – пространство или время, разделяющее что-нибудь.
Пора – время, период, срок.
Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе.
Сизый – темно-серый с синеватым оттенком.
Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
Оклик – крикнув, остановить или подозвать.
До сей поры – до этого времени или до этого места.
Полечь – погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть – перестать говорить, затихнуть.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным ). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).

Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.

Для потомков он оставил такое завещание:

“Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите все это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.

Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте еще больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью”.

В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение “Памяти Расула Гамзатова”, которое я посвятила 90-летию поэта.

Расул Гамзатов – аварский поэт,

Таких как он не видывал свет.

В далеком и горном Цада он родился:

Он там же учился, затем и женился.

Прошел сквозь огонь и тысячи бед,

Теперь он прославленный в мире поэт.

В стихах воспевал Расул край свой родной,

Который любил он всею душой.

Мы память сохраним о нем,

В своих стихах его мы воспоем.

Он будет жить в сердцах людей,
Как “клин усталых журавлей”.

– Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? ( Ответы детей).

Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.

Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.

IV. Итог занятия.

Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:

“Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.

Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими”.

– Вы согласны с высказыванием поэта?

– Вас заинтересовало его творчество?

Анализ классного часа “Расул Гамзатов – певец добра и человечности”.

Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.


Вы читаете: Классный час на тему: “Расул Гамзатов – певец добра и человечности”