Кинематограф – союзник литературы

Опыт проведения интегрированного урока

Учителя литературы гимназии № 47 города Кургана с большим интересом читают статьи Т. В. Рыжковой “Как использовать кино на уроке литературы”. Отрадно, что газета обратила внимание на эту проблему. Литература демократична по самой своей природе: создается личностью, к личности обращена и личностью потребляется. В ходе чтения и после знакомства с произведениями нас не оставляет желание обдумывать их, представлять себе героев и их поступки. В этом нам как нельзя лучше помогает киноискусство, которое делает литературных героев “зримыми”, “живыми”.

Задумываясь над проблемой совершенствования уроков литературы, мы разделяем точку зрения автора о том, что “организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы – один из эффективных способов ее решения”. Т. В. Рыжкова выделяет ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия. Например, необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности, а процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов.

С Т. В. Рыжковой нельзя не согласиться. Наш многолетний опыт позволяет нам утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при внедрении интегративного подхода к организации взаимодействия читательской и зрительской деятельности. Мы убеждены, что превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника вполне реально. Надеемся, что наши наработки, которыми мы решили поделиться, явятся своеобразным дополнением к богатому и заслуживающему внимания педагогов опыту уважаемой Татьяны Вячеславовны Рыжковой.

В гимназии № 47 г. Кургана с 1991 года ведутся курсы “Основы театра и кино” (в начальной школе) и “Основы экранной культуры” (в среднем звене). А. Ю. Серебрякова работает по своим авторским программам, в основе которых лежит Программа Министерства образования РФ “Основы экранной культуры для учащихся 1-11-х классов” (М.: Просвещение, 1994 / Под ред. Ю. Н. Усова, Л. М. Баженовой, Е. А. Бондаренко).

Уже в начальной школе у детей вырабатываются навыки восприятия экранных произведений. Осмысление результатов восприятия происходит в ходе коллективного обсуждения фильмов (мультфильмов) и в художественно-творческой деятельности (раскадровки, коллажи, рисунки). Здесь же закладываются основы аудиовизуальной грамотности. Знания о языке кино, полученные в начальной школе, углубляются и систематизируются в среднем и старшем звеньях.

Особое место в преподавании этих предметов отводится синтезу литературы и кино. Программа каждого года обучения теории кино строится с учетом тех литературных произведений, которые изучаются в том или ином классе. Во 2-м и 3-м классах это мультфильмы по известным сказкам русских и зарубежных писателей: “Крокодил Гена”, “Винни Пух”, “Чиполлино”, “Маугли”, “Бемби” и др. В 4-м и 5-м классах это уже художественные фильмы: “Королевство кривых зеркал”, “Три толстяка”, “Мио, мой Мио”, “Сказка о потерянном времени”, “Каменный цветок” и др. В 6-м и 7-м классах – экранизации былин, сказок и пьес, в том числе и Е. Шварца. Кроме того, в гимназии модулем ведется элективный курс “Литература и кино” (для учащихся 8-11-го классов).

Практически все учителя литературы, работающие в гимназии, используют в учебном процессе экранизации программных литературных произведений. Причем эта работа носит не иллюстративный характер. Мы стараемся серьезно анализировать произведения разных искусств, выявлять сходства и отличия книги и фильма, авторскую позицию писателя (драматурга) и режиссера, говорить о языке кинематографа.

Работа с книгой и фильмом проходит в несколько этапов.

1. Прочтение детьми книги

За много лет практики мы не меняем этого условия, всегда ставим его на первый план. Реальное осуществление этого этапа мы формируем уже во 2-3-м классах. В начальной школе (пока интерес и мотивация к самостоятельному чтению достаточно высоки) в ходе преподавания основ театра и кино с учетом программы по чтению мы всегда организуем сначала чтение книги, а только потом коллективный просмотр и обсуждение экранизации. Читая книгу, ученик переживает вместе с героями то, что выпадает на их судьбу. Позднее, следя за действиями на экране, он осмысляет материал уже совместно с создателями фильма и своими одноклассниками. Это дает еще больший простор впечатлениям, усиливает эмоциональное восприятие произведения. Повторяем, чтение в нашей работе с детьми предваряет просмотр фильма – экранизации. Признаем, что в этом мы противоречим Т. В. Рыжковой.

2. Обсуждение книги (фабула, сюжет, характеры героев и т. д.)

3. Просмотр фильма

Сегодня сведения, полученные при общении ученика с художественным текстом на уроках литературы, в работе с учебником, критическими статьями, мемуарами, необходимо дополнять еще и возможностями киноискусства, потому что современный читатель – это еще и в большей степени зритель.

4. Обсуждение фильма. Анализ киноязыка

5. Сопоставительный анализ книги и фильма. Режиссерское прочтение литературного произведения

6. Сочинение

На первых двух этапах работает учитель литературы. На третьем и четвертом – учитель основ культуры. Пятый этап – это интегрированный урок, который ведут два учителя одновременно. Шестой этап – самостоятельное творчество детей.

Продолжая разговор, начатый Т. В. Рыжковой о творчестве драматурга Е. Л. Шварца и режиссера Н. А. Кошеверовой (Литература. № 12/2006), мы предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного урока “Е. Л. Шварц в литературе и кино” (по пьесе “Тень” и одноименному фильму Н. Н. Кошеверовой).

Этот урок является заключительным в серии уроков, посвященных творчеству драматурга и анализу его пьесы “Тень” (по программе А. Г. Кутузова). Уроки, соответствующие первым четырем этапам работы с книгой и фильмом, уже позади: ребята прочитали пьесу, обсудили сюжет, характеры героев; на уроках основ экранной культуры Дети уже посмотрели фильм “Тень”, сделали первоначальный анализ языковых средств кинематографа. К последнему уроку они уже самостоятельно готовят сообщение о творчестве драматурга и режиссера. По рекомендации педагогов они прочитали другие произведения Е. Шварца и могут сделать определенные выводы о его творчестве в целом.

Вопрос учителя литературы начинает интегрированный урок: “В чем же секрет популярности Е. Шварца у читателей, зрителей, режиссеров театра, кинематографистов?” Возможный ответ: “Секрет успеха кроется в тех общечеловеческих вопросах, которые ставит драматург в своих книгах, в его умении говорить о них совершенно открыто, несмотря на трудности времени, в котором он жил.”

О чем же говорил “в полный голос” писатель и драматург Е. Л. Шварц? (О любви, счастье, вере в человека.)

Ребята приводят цитаты из сказок и пьес.

“Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно…” (Хозяин из “Обыкновенного чуда”). “Я не волшебник, я только учусь… но любовь помогает нам делать настоящие чудеса” (Паж из “Золушки”). “Все идет отлично – мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?.. (Сказочник из “Снежной королевы”).

Говоря о режиссере, ребята отмечают, что фильм “Тень” (1971) – не первое обращение Надежды Александровны Кошеверовой к творчеству Евгения Львовича Шварца. По его сценариям она поставила фильмы “Золушка” (1947) и “Каин XVIII” (1963). Не остается без внимания и такой факт, что и Кошеверова, и Шварц очень интересовались сказками Х. К. Андерсена. Е. Шварц взял за основу пьес “Тень”, “Голый король”, “Снежная королева” сказки великого датчанина. А Н. Кошеверова поставила по мотивам сказок Андерсена фильмы “Старая, старая сказка” (1970) и “Соловей” (1980). Не случайно в картине “Тень” есть прямое упоминание об Андерсене. “Вы похожи на Андерсена. Он когда-то жил в этой комнате”, – говорит Аннунциата, и зритель видит даже портрет писателя. Кроме того, Олег Даль, исполнитель главных ролей – Ученого и его Тени, внешне похож на датского сказочника. Можно вспомнить и о том, что именно О. Даль играл сказочника и солдата в “Старой, старой сказке”.

Учитель литературы подчеркивает, что Е. Шварц заимствовал старый сказочный сюжет у Андерсена, а тот, в свою очередь, у немецкого писателя Адельберта Шамиссо, написавшего повесть “Необычайная история Петера Шлемиля” (1814) – о человеке, потерявшем свою тень. Е. Шварц пересоздал сказку, наполнил ее новым содержанием, придал ей новый идейный смысл.

Обсуждение пьесы и фильма начинается с описания страны, в которую приезжает Ученый. Ребята зачитывают по книге цитату из пьесы, а затем смотрят начальный эпизод фильма, когда разговор о стране происходит не в гостинице (по пьесе), а в вагоне поезда.

Поскольку каждый режиссер имеет право на авторские поправки, на свои собственные идеи, то Н. Кошеверова очень удачно представила нам героев картины и ту страну, в которой будет разворачиваться дей­ствие. С первых кадров зритель вовлекается в этот условный, сказочный мир. Едет игрушечный поезд, и звучит песня: “До сказки осталось 10, 9… шагов”.

Художники фильма создают на экране город, в котором, кажется, мог бы жить Андерсен. Причудливые силуэты домов, шарманщик. Зрителю все кажется ненастоящим. Пространство сказки насквозь условно. Это игра, это все понарошку. Но в то же время герои, одетые в сказочные костюмы, глубоко современны.

Далее идет разговор об основном конфликте пьесы. Ребята отвечают на вопросы учителя литературы и делают вывод: в пьесе происходит борьба живого и мертвого в самих людях, борьба равнодушия и горячего желания служить людям. Каково же жизненное кредо главных героев – Ученого и его Тени? Для более полного ответа на этот вопрос вниманию ребят предлагается эпизод фильма – разговор Ученого с Тенью. После просмотра дети отвечают на вопросы учителя основ экранной культуры.

1. Какие средства кино помогают раскрытию основного конфликта между Ученым и его Тенью?

Выразительные средства актерского мастерства: мимика лица, пластика движений, жесты, походка. Улыбчивое лицо Ученого и застывшая маска Тени. Мертвенная бледность его лица. Теплые глаза Ученого и холодные – Тени.

Костюмы героев: костюм Ученого в светло-коричневых теплых тонах; костюм Тени – черный с серебром. От него веет холодом.

Разные прически: прилизанные волосы у Тени и мягкие – у Ученого.

Речь героев: отрывистая, истеричная у Тени, убедительная, горячая у Ученого.

Декорации: черное кресло Тени; красная обивка комнаты и нежный голубой цвет лестницы дворца, по которой спускаются Ученый и Аннунциата.

2. Можно ли судить о характерах героев по их внешнему облику?

Учащиеся отвечают, что внешний облик, безусловно, дополняет их представление об этих героях. Но в целом судить об их характерах нужно по поступкам, по их отношению к другим людям.

3. Почему на роль Ученого и его Тени приглашен один и тот же актер? Нельзя ли было предложить роль Тени другому актеру?

Ответы детей: “Нельзя, так как Ученый и его Тень – одно целое”, “Тень – второе “я” человека” и т. д.

При обсуждении других героев книги и фильма ребятам задаются вопросы.

– Близки ли герои фильма героям пьесы?

– Согласны ли вы с выбором актеров?

– Назовите актеров, снимавшихся в фильме. (А. Миронов, З. Гердт, В. Этуш, А. Вертинская, М. Неелова, Л. Гурченко, С. Филиппов, Г. Вицин.)

– Соответствуют ли ваши представления о героях пьесы тому, что вы увидели на экране?

Поскольку все актеры в фильме играют замечательно, то ребята в основном соглашаются с выбором режиссера. Особенно отмечают они образ Аннунциаты. Он несет в пьесе и фильме большую смысловую нагрузку. В этом образе отражена великая вера драматурга в “хороших людей”, в их способности, в их желание бороться и идти до победы. Добрая, верная Аннунциата сумела сохранить в этом жутком людоедском мире свою чистую совесть, ясный взгляд, горячее сердце. Актриса Марина Неелова прекрасно справилась со своей ролью. Кстати, ее дебют в кино состоялся как раз в фильмах Н. Кошеверовой “Старая, старая сказка” и “Тень”.

Просмотр и анализ заключительного эпизода фильма заставляет ребят задуматься о смысле слов Ученого: “Он скрылся, чтобы еще раз и еще раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его…” В мире еще много зла, и бороться с ним надо постоянно.

В последних кадрах фильма появляется широкая лестница, очень похожая на ту, по которой бежала Золушка, обронив свою туфельку. Лестница – символ сказки “Золушка”, символ чуда. “Обыкновенное чудо” совершается и в “Тени”, когда любовь торжествует. Ученый и Аннунциата спускаются по лестнице, не обращая внимания на мольбы Принцессы, на уговоры льстивых подданных. Они идут навстречу своему счастью.

И вновь звучит песня, которую мы слышали в начале картины. Зрителю дают понять, что это хотя сказка закончилась, до нее один шаг. Нужно только его сделать, этот шаг, – и ты вновь окажешься в сказке…

Заканчивается урок фрагментом фильма “Золушка”, а именно – заключительной фразой Короля: “Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья…”

Это своеобразная перекличка героев Е. Шварца и героев Н. Кошеверовой. И те, и другие ведут неустанную борьбу за счастье.

Позволим себе познакомить вас с цитатами из творческих работ учащихся 7-х классов, написанных после просмотра и обсуждения фильма.

Пьесу я прочитала раньше, чем посмотрела фильм. У меня возникли свои представления о героях. Но актеры так хорошо играют, что я невольно согласилась с режиссером Н. Кошеверовой, пригласившей именно этих актеров в свою картину. Особенно мне понравились Олег Даль и Андрей Миронов.

(Маша С.)

Фильм чудесный! С удовольствием посмотрела бы еще раз. Но пьеса производит более глубокое впечатление. Может быть, потому, что она была первой?

(Ксения С.)

Читая пьесу, я должен был додумать глубоко запрятанный смысл каждой фразы драматурга. А картина помогает увидеть то, что спрятано за страницами книги. Как в театре, открывается занавес – и все становится понятным.

А одна из учениц 7-го класса, Ксения Севастьянова, заинтересовавшись творчеством Е. Шварца, выполнила исследовательскую работу по теме “Диалог – средство создания характера в литературе и кино” (по пьесе “Тень” и одноименному фильму) и выступила на областной научно-практической конференции школьников.

Подобным же образом мы организуем работу и по пьесе Е. Шварца “Дракон”, только уже в 11-м классе.

Урок по предлагаемому нами модулю не просто суммирует знания, эмоциональные оценки учеников, а придает изучаемому новое качество. Образная система произведения на таких уроках воспринимается в зрительном, слуховом, смысловом единстве, что уводит от схематичного, формального понимания героев и проблем, решаемых ими.

Литературное произведение предполагает соразмышление, сопереживание, диалог, возможность существования различных точек зрения. Одновременная работа с книгой и экранизацией дает возможность ученику сопоставить восприятие мира писателем и кинематографистами со своими представлениями о прочитанном и увиденном. Инте­грированный курс “Литература и кино” позволяет выстроить диалог об искусстве, о литературе, о жизни, расширяет кругозор учащихся, ведет к тому, чтобы экран не стоял между книгой и читателем, а был рядом с ними.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Кинематограф – союзник литературы