Историко-революционные поэмы Н. А. Некрасова

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера.

Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме “Дедушка” (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще “бодр и красив”, “строен, высокого роста”, у него “поступь, осанка тверда”.

Поэма “Русские женщины” (1872-1873), воспевшая подвиг жен декабристов, состоит из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгиня Трубецкая”, 1872) и реалистической (“Княгиня М. Н. Волконская”, 1873).

Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Волконской. С ними поэта ознакомил ее сын – М. С. Волконский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради. За три вечера чтение было закончено. “Вспоминаю,- писал впоследствии М. С. Волконский,- как при этом Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу” – бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок”.

Сначала поэма была названа “Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название – “Русские женщины”, придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: “…самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии”.


Вы читаете: Историко-революционные поэмы Н. А. Некрасова