Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его “Я”, предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности,

Общения, межличностных отношений.

На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе самоанализа, учат сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать, обобщать и применять методические знания на практике.

Выполнение программы самореализации личности вынуждает учащегося внимательно прочитать текст изучаемого художественного произведения, более глубоко изучить теорию литературы, необходимую для работы над программой, тщательнее отнестись к своим знаниям в области анализа произведения, научиться сопоставлять и сравнивать полученную информацию, самостоятельно оценивать свои знания.

Для успешной работы над Программой самореализации учащийся должен сформировать в себе три уровня осуществления творческой самореализации:

исполнительность самостоятельность ответственность

Каждый уровень содержит в себе определенный набор качествчеловека, необходимых для выполнения Программы.

Программа реализации личности


строится по определенной схеме:

Название предметной темы обращение к учащемуся (мотивация) информация о целевом банке темы перечень основных изучаемых понятий краткое содержание темы перечень творческих, поисковых, исследовательских заданий определение целей работы по каждому заданию информация об использовании разнообразных источников информации сопровождение в процессе работы представление возможности учащемуся самостоятельно оценивать свои знания

Программа содержит 10 заданий, выполнять которые учащийся можетпо выбору.

Все задания Программы составляются с учетом уровня готовности ученика к самообразовательной деятельности, уровня

Знаний по данной теме, его желания использовать личностные качества в учебной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

В процессе формирования навыков самообразовательной деятельности советую учителям

– проводить регулярное диагностирование учащихся с целью определения уровня подготовленности каждого;

– организовывать самостоятельную познавательную деятельность в процессе работы как на уроках, так и при выполнении домашних заданий;

– обучать учащихся приемам работы через библиотеки и интернет;

– привлекать учащихся к активному участию в работе МАН, факультативов и др.

Составляя Программу самореализации личности учащегося, учитель должен учитывать следующие моменты:

задания Программы должны строиться так, чтобы дать возможность ученику не только углубить свои знания по предмету, но и связать их с явлениями общественной и культурной жизни человека, а, значит, найти их практическое применение; задания Программы должны быть направлены на развитие мышления, на поиск связей с другими науками, видами искусств, на углубление знаний, на развитие коммуникативных умений; необходимо познакомить учащихся со структурно-часовой моделью изучения темы – это поможет им сориентироваться во времени, спроектировать свою самообразовательную учебную деятельность и приучит к самоконтролю и планированию своих действий; задания должны быть репродуктивного, конструктивного или творческого характера; формы “выхода” учебной деятельности могут быть разными: реферат, сообщение, работа с таблицами, коллаж, инсценировка, сочинение, презентация, небольшое исследование и т. д. завершив работу над Программой, учащийся может провести рефлексию своей деятельности, осознать, что ему помогало в работе, а что мешало, какие чувства возникали; учителю необходимо сравнить самооценку ученика со своей оценкой, обговорить их – это способствует развитию правильной самооценки.

ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

“ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ”

(комплексная система заданий по роману

М. А. Шолохова “Тихий Дон”) 11 класс

“Тихий Дон” явил собой произведение такой

Художественной силы и с самого начала получил такой

“ошеломительный ход”, что написать его мог только

“несравненный гений”.

Уважаемый учащийся!

Роман (бессмертное произведение) “Тихий Дон” М. А. Шолохова – одно из наиболее значительных произведений русской литературы




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Вы читаете: Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся