Гоголевские парадоксы

На уроке литературы нужно дать возможность ребятам обдумать и обсудить различные точки зрения на литературное произведение. Ученик не должен бояться излагать и собственную позицию, доказывать, спорить и раскрывать себя сегодняшнего. В его проявлении мы увидим и наши удачи и неудачи. Ученику тогда будет интересно читать, когда он будет чувствовать и понимать, что “и про него эта история”.

Не правда ли, и нам интересно читать Разные книги по литературоведению? Интересно именно столкновение Разных освещений одних и тех же произведений – оно будоражит собственную мысль учителя и ученика. Преподавание, как и чтение, становится творческим.

Привычно было, что “Мертвые души” строятся по принципу, который определил А. Белый так: “Каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, более мертв, чем предыдущий”. “Плюшкин – прореха на человечестве”. Но, возражает Ю. Манн, в глазах Плюшкина грусть, он единственный, кто дан в развитии, у кого есть биография, появляются элегические ноты в повествовании Гоголя. Плюшкин. “Было время… в глазах его был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь его… Услышал имя школьного товарища… На его деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось какое-то бледное отражение чувств”, в нем еще заметны отзвуки души. Выходит, он не мертвее, а живее предшествующих персонажей. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..” Из всех героев первого тома Гоголь намеревался взять и провести через жизненные испытания к возрождению не только Чичикова, но и Плюшкина. Как будет реагировать учитель, ученик, как они определятся в этом столкновении позиций?

В тексте каждого классического произведения есть “загадки-тайны”, противоречия, которые рождают разные версии в восприятии учеников, на которые и учитель, и ученые не отвечают однозначно, ищут вместе.

Собакевич из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя – мы-то знаем, какой он отвратительный. И восклицание Гоголя: “Эх, если бы все кулаки…” А что “если бы”? А как это воспринимают ученики современного мира? – Похож на медведя, много ест, наступает на ноги, но… мало ли, кто на кого похож, кто сколько ест…

Надо смотреть суть. Ни об одном чиновнике города он не сказал ничего хорошего, все негодяи и мошенники, и не верит он никому. Но как много он сказал хорошего о мужиках: и знает всех по именам, и природные способности каждого знает и ценит, и на заработки отпускает, и живут все в хороших избах, и сам он пишет список крестьян наизусть. Нет, если бы все помещики так занимались своим хозяйством, … “Эх, если бы все кулаки…”

Но у нас, учителей, уже наготове: “Кто кулак, тому не разогнуться в ладонь… придумает такое постановление, что многим “солоно придется””. Или “грабил бы ты казну…”

Но не убеждают эти авторские слова учеников, они считают, что Собакевич выполняет свою социальную роль поместного дворянина. Он сам наживается? Конечно… Но и другим дает…

Авот что пишут ребята в самостоятельных мини-исследованиях финала первого тома “Мертвых душ”.

“Может ли народ, не понукаемый никем, нестись? А кто же сидит в кибитке? Да это они, мертвые души: Чичиков, Манилов, Коробочка, сидящие на плечах народа. Скорее уставший мужик “тащит” тройку. Куда пришла тройка, где остановилась? Где мчится сейчас?” (М. Файнгерш).

“”Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…”, “дрогнет дорога, вскрикнет в испуге остановившийся пешеход…”, и вот уже видно вдали, как пылит и сверлит воздух. Что же значит это движение? Что остается позади? Все позади, все брошено, все оставлено, все мимо, только дымом дымит дорога, пыль и разорванный ветер. Разве можно нестись вперед, отрываясь от всего, что вокруг, оставляя все позади? Если тройка – символ Руси, то движение ее, быстрое развитие в разрыве с прошлым ни к чему хорошему не ведет.

Не случайно со страхом спрашивает Гоголь: “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа…” Эта безоглядность, эта бессмысленная скорость привести может только в пропасть… “летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль”” (Л. Колев).

“Во мне это лирическое отступление вызывает гордость за Русь, но и страх, мне кажется, что страшно и Гоголю за родину: “…что-то страшное заключено в сем быстром мелькании, где не успевает означиться пропадающий предмет…”, “Дорога дрогнула, вскрикнул в испуге остановившийся пешеход…”, “Не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение?.. Что за неведомая сила заключена… в конях? Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой жилке?..” Вопросы, вопросы… И вот уже “разом напрягли медные груди”, “вытянутые линии, летящие по воздуху, – вот и оторвалась эта сила от земли. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа”. Гром, разорванный в куски воздух, летит мимо все. Где “опустит копыта” эта тройка? Что впереди? Радость? Бездна? По-моему, это гениальное предвидение Гоголем удивительного и трагического пути России” (Я. Ревенко).

“”И какой же русский не любит быстрой езды?” Да, это свойство русского человека, потому что только в скорости, в сквозном продувании ветра, в распростертости души всему миру он получает свободу. Другой съежится, забьется в угол, будет молить о спасении, но только свободолюбивый человек может наслаждаться этим чувством. Пусть в быту он грешен и нечестен, но в полете он чист, воздушен и свят. И тройка отождествляется с ветром, и душа гуляет, и ветер подхватывает тебя, унося далеко за собою, и вся материя переходит в дым под копытами свободы и силы” (М. Цыбизов).

Эти работы было интересно читать и обсуждать в классе. Не надо мешать первому восприятию, первому чтению наших учеников, не надо торопиться со своими правильными выводами. Тогда можно будет удивляться, радоваться новым мыслям, понимать чувства современных ребят, дать им возможность по-своему прочесть художественный текст и побудить их к самостоятельному творчеству, которое называется чтением.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Гоголевские парадоксы