Философская лирика А. С. Пушкина

Одним из проявлений пушкинской “поэзии мысли” 20-х годов IXX века был цикл пушкинских стихов, посвященных теме поэта: “Поэт”, “Пророк”, “Поэту”, “Поэт и толпа”. Эти стихи образуют именно цикл, хотя были написаны в разное время. Они объединены не только одной темой, но и общностью ее решения.
Пушкин выразил в них свои поэтические принципы, свои воззрения на роль поэта и поэзии в обществе.
Первое стихотворение цикла, “Пророк”, было написано в сентябре 1826 года по пути из Михайловского в Москву. Оно написано в библейском стиле и восходит к библейскому сказанию о пророке Исайе и шестикрылом серафиме. Это использование известного библейского сюжета помогало создать атмосферу лирического повествования в стихотворении и символически выразить самые сокровенные мысли Пушкина о предназначении поэта.
В соответствии с преданием Библии, пророки были мудрыми провидцами человеческой судьбы. Такими же, подобными пророкам, Пушкин хотел видеть поэтов. Причем в то время сравнение поэта с пророком уже не было в нову, оно довольно часто встречается в поэзии начала XIX века, но в стихотворении “Пророк” оно”приобретает новое звучание.
Александр Сергеевич сам искренне верил в общественное и в высшее человеческое предназначение поэта. Это показывает анм поэт в своих строчках:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, ”
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение написано “высоким” стилем: Пушкин обращается к церковнославянской лексике, от которой прежде всегда отказывался; он создает стихотворение в державинском духе, хотя раньше относился к языку поэзии Г. Р. Державина достаточно иронично. Но здесь широкое употребление устаревших слов (зеницы, угль, дольний, отверстый, влачиться, горний и др.) оправдано: именно эти архаичные (церковные) слова и придают “Пророку” возвышенное звучание, ставят его в один ряд с лучшими одами самого Державина.

Философская лирика Пушкина 20-х и 30-х годов имеет и более обыденное звучание, могут быть написаны более простым и даже приземленным языком. Пример тому мы можем увидеть в стихотворение “Дар напрасный, дар случайный…” ( написано 1828 г.). Оно написано на вечную тему судьбы, жизни, предназначения человека.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной.
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Это стихотворение более традиционное, “пушкинское”, чем предыдущее, и именно поэтому своеобразие имеет Философская лирика Пушкина, она проступает в нем с особенной отчетливостью.
Философская лирика Пушкина во многих стихотворениях являются своего рода рассказ-притчами, рассказ-легендами с огромным смыслом и общечеловеческой мыслью. Таково, например, стихотворение “Анчар” (1828 г.). Материалом для него послужило предание о древе яда, произростающем на острове Ява. Про этот мифом поэт мог узнать, читая журнал Новикова. Данный журнал очень нравился Пушкину своей особой красотой и возможностью с его помощью излогать важные мысли об взаимоотношениях власти ичеловека, о роли зла и добра в жизни человеческа.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Стихотворение являет собой поэтическую иллюстрацию. Образы его многозначны и аллегоричны. Они делают стихотворение истинно художественным произведением и вызывают у читателя множество всевозможных ассоциаций, в том числе и политических. Но оно в то же время и социальное, и вневременное, и злободневное, и философское. ;
Поэт утверждал им неразрывную связь между рабством и тиранией: без холопской покорности раба была бы невозможна безграничная власть жестокого князя, который посылал своего слугу на верную гибель ради того, чтобы напитать смертоносным ядом свои стрелы и разослать их “к соседям в чуждые пределы”. Покорная преданность раба принесла смерть не только ему, но и многим другим.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Поэзия Пушкина зрелого периода озарена светом вечности; она становится все более глубокой по своему содержанию и простой по форме. Таково произведение “Вновь я посетил.;.”. В нем очень интересным образом взаимопереплетаются простота и торжественность звучания мысли о живом и вечном:

…Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

…Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь, .
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи.
И обо мне вспомянет.

Как и многое другое в этом жанре, Философская лирика Пушкина в его стихотворениях не только пронизана глубокой мыслью, но и она вырожает мудрое и возвышенное. В нем поэт как бы заново открывает вечные истины мира. Мудрость и обыденность дней он возвышает поэзией и поднимает ее на иную, высшую ступень поэтической философии. В по истенне удивительной простоте, в поэтичности мудрости и философской лирике заключается тайна неисчезаемой силы воздействия на читателя.


Вы читаете: Философская лирика А. С. Пушкина