ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ “Я У СВІТІ”

Консультация

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ “Я У СВІТІ”

Показателями эффективной организации жизнедеятельности ребенка являются компетентность в различных видах деятельности.

В Базовой программе, в Базовом компоненте четко выделена сфера Природа и основной объем знаний и умений, т. е. объем компетентности ребенка. Чтобы сформировать экологическую компетентность ребенка воспитатель сам должен быть компетентным в этой сфере, знать экологическую ситуацию в стране, в регионе; должен быть составлен экологический паспорт ДУЗ и группового участка, группы; должен знать программы, методическую литературу по экологическому воспитанию; иметь дидактический материал, анализировать его и систематизировать; уметь пользоваться диагностическими методами и приемами; быть экологически воспитанным и иметь действенную экологическую позицию.

Чтобы эффективно формировать в детском саду экологическую компетентность, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их отношение к природе эмоционально насыщено; свое собственное “Я” еще недостаточно дифференцированно от окружающего, поэтому ребенок явления и объекты природы очеловечивает, переносит свои впечатления на объект.

Ребенок еще не в состоянии установить причинно-следственные связи без помощи взрослого.

Поэтому исследовательская деятельность, опытная деятельность так важна в процессе становления личности ребенка. Ребенок действует реактивно, т. е. он реагирует на объект, а не действует осознанно.

Дети из-за недостаточности знаний и опыта имеют различия между теоретическими знаниями и реальным поведением в природе.

Также нужно отметить, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не может овладеть определенными умениями и навыками на достижения определенного результата. Его увлекает сам процесс, получает ли он удовольствие от процесса или нет, его не интересует конечный результат. При соответствующем воспитании значение результата заинтересовывает старшего дошкольника.

Важная составляющая развития детей – это создание эколого-развивающей среды. Воспитатель не должен забывать, что все комнатные растения, клумбы, экологические тропинки и т. к. существует для того, чтобы ребенок мог действовать.

Каждый объект или предмет (например, в уголке природы) должен активизировать ребенка к деятельности: Познавательной, эстетической, практической.

Дидактические и творческие игры необходимо наполнять экологическими элементами. Например: сюжетно-ролевая игра “Больница” – микробы, как микробы, попадают в организм человека (схематические рисунки); “Магазин” – экологически чистые продукты, товары. В играх детей использовать природные материалы: каштаны, желуди, камешки, песок, ракушки и т. д.

Разнообразие природной среды закреплять в дидактических играх типа: Кто живет в море, речке, степи и т. д.

Чем питаются еж, черепаха и т. д. Чей домик? Кто, где живет? И т. п. Мы уже говорили о эмоциональной основе природовосприятия детьми, поэтому необходимо выбирать вначале те объекты, которые приятны для восприятия. Ребенок в младшем дошкольном возрасте несимпатичный для него объект воспринимает как плохой, а раз плохой – его нужно уничтожить. В развитии восприятия объектов природы большая роль принадлежит взрослому (воспроизведение лягушки, паука, змеи и т. д.).

Для накопления позитивных чувств и обобщения эмоциональных оценок Базовая программа рекомендует следующие условия:

– эстетический, красивый, приятный на ощупь объект;

– побуждать детей к проявлению положительных эмоций (улыбок, ласковым касаниям);

– индивидуализация объекта, т. е. отметить его внешние признаки и

Дать ему имя; уточнить, что все живые объекты дышат, кушают, пьют, растут;

– использовать прием экологической эмпатии (о чем поет синичка?, как

Себя чувствует наш клен?);

– использовать прием экологической рефлексии, т. е. обучить детей

Анализировать собственные поступки (например, сломал ветку – чтобы сказало дерево, если бы умело говорить и т. д.);

– подбор интересной информации о способе жизни растений и животных; распределение информации по определенным темам, способствовать развитию интереса детей к познанию мира природы. Детям должно быть интересно;

– воспитательный процесс должен базироваться также на развитие всех сенсорных систем ребенка; обращать внимание на цвет, соединение цветов, форму, звуки, структуру, запах, симметрию;

– пример экологического поведения;

– подбирая знания природоведения характера необходимо ориентироваться на основные дидактические принципы.

Воспитателю необходимо четко представить себе модель экологического воспитания:

1 – дать определенный объем знаний для детей всех возрастных категорий (название, внешний вид, место проживания, состояние, особенности, значения).

2 – ознакомление с различными формами взаимодействия, подводить к пониманию причинно-следственных связей, формировать обобщающие понятия.

3 – формирование понятия связи живых организмов между собой и со средой; условиями их существования, связь между жизнедеятельностью детей и природой; формирование начал экологического поведения.

Нужно сказать, что все выше сказанное невозможно разорвать во времени, и наиболее важным условием эффективности экологического воспитания является интеграция, практическая деятельность детей.

Например: Тема “Рыбы”.

Наблюдения: как двигаются рыбы, отметить их форму, почему? Как влияет водная среда на форму, строение, способ питания.

Труд: уход за аквариумом; ручной труд.

Игровая деятельность: игры с игрушечными рыбами; дидактические игры; подвижные игры.

Специально организованная учебная деятельность : рассматривание различных рыб, их название, особенности, интересные сведения, где обитают; нахождение на карте, глобусе; взаимодействие с другими организмами, значение для человека; охрана водоемов; чтение, рассказывание, изодеятельность.

Эмпатия: “Почему вздыхает карась”, “Почему у рыбки грустные глаза” и т. д.

Речевая деятельность: составление рассказов, как творческих, так и по плану и по схеме, придумывание сказок “Детский сад для рыбок”, “Путешествие гуппи”, “У нас живет золотая рыбка” и т. д.

Описание событий в романах и других произведениях: космическая рыбка.

Изодеятельность: традиционное и нетрадиционное рисование различных рыб, аквариумных рыб.

Лепка из соленого теста различных рыб и раскрашивание их.

Деловые игры для воспитателей

Задание для 1 группы: что для ребенка стоит на первом месте: эксперимент или игра (на листе бумаги воспитатели записывают “за” – “против”).

Академик Подъяков доказал, что если ребенок посбавлен возможности экспериментировать, играть, если постоянно запрещают самостоятельную деятельность, то это приводит к серьезным психическим расстройствам на всю жизнь и негативно сказывается на самореализации ребенка. Игра и эксперимент дополняют друг друга, и между ними нет противоречий.

Задание 2. Назовите составные части здоровья. Раздается круг.

Какие части наиболее развиты в нашем обществе, какие наименее и почему?

Назовите растения аквариума:

Валлисперия, сагиттария – ленточные листья;

Людвигия – ланцетовидные листья;

Кабомба – веерообразные листья;

Элодея – длинные, хрупкие стебли, продолговатые листочки;

Риччия – мелкие пластинки, плавают на поверхности.

Рыбы: гуппии, меченосцы, барбус, очень подвижная моллинедия (капризные);

Макропод – одна из первых рыбок в полоску.


Вы читаете: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ “Я У СВІТІ”