Драматический конфликт в пьесах А. Н. Островского

Только после Вас мы, русские,

Можем с гордостью сказать:

“У нас есть свой… национальный театр”.

И. А. Гончаров

А. Н. Островского справедливо называют отцом русской драматургии. “Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”, – писал ему И. А. Гончаров.

В драматургии Островский видел мощное средство нравственного воспитания народа. Ведь пьесы пишутся не только для образованных людей, но и для всего народа, и эта близость к народу, по мнению Островского, “нисколько не унижает драматической поэзии, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать”.

Во многих пьесах автор изображает купеческую среду, которую хорошо знал. Развитие капитализма привело к перегруппировке общественных сил. Роль купечества изменилась, изменились и сами купцы. Самсона Силыча Большова (“Свои люди – сочтемся”) прежде “Самсошкою звали, подзатыльниками кормили”. Теперь он богатый купец, уважаемый в городе человек. Другой купец, Тит Титыч Брусков (“В чужом пиру похмелье”) был привезен из деревни мальчишкой, “на все четыре стороны без копейки пущен”. Каким путем достигли эти купцы большого достатка? Нечестным, рваческим. Став богатым, Большов идет на ложное банкротство из страха, что должники обманут его, “обанкротившись” раньше. Но драматурга мало интересует экономическая и юридическая сторона этого преступления. На сцене нет обманутых кредиторов, судей, полицейских. Островский показывает нравственную сторону банкротства Большова в его отношениях с дочерью и приказчиком. Поэтому на сцене изображена лишь семейная жизнь Большовых. Приказчик Подхалюзин, ставший зятем Большова, обманывает тестя, не вызволяет его из долговой “ямы”.

Развязка внешнего конфликта так и остается неизвестной. Автор не считает это важным. Зато внутренний конфликт – намерение обмануть чужих, опираясь на мнимое доверие к своим, – вполне закончен. Конфликт между Большовым и Подхалюзиным – это столкновение людей, занимающих одну и ту же позицию. И в этом – глубокий смысл фразы Подхалюзина, ставшей заглавием пьесы: “Свои люди – сочтемся”.

Ни дочь, ни зять не помогли Большову, им нужны только его деньги. В темном купеческом царстве, по мнению Добролюбова, “никто не может ни на кого положиться… тесть надует зятя приданым; жених обочтет и обидит сваху; невеста-дочь проведет отца и мать, жена обманет мужа. Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире”.

В комедии “Свои люди – сочтемся” нет ни одного положительного героя, ни одного светлого явления, и кончается пьеса не традиционным торжеством добродетели, а победой порока. Однако уже в пятидесятые годы Островский ставит перед собой задачу изобразить положительные стороны русской жизни. Купечество интересует его как сословие, где сохранились еще исконно русские нравы и обычаи. Но лучшие качества национального характера драматург находил не среди хозяев жизни, а только среди обездоленных и униженных ими людей, “…кабы я беден был, я бы и человек”, – утверждает герой комедии “Бедность не порок” Любим Торцов. Только разорившись и пройдя тяжелым путем скитаний, Любим становится чутким к несчастьям других людей. А рядом с ним в пьесе изображены талантливые люди из народа: поэт-самоучка Митя, музыкант Яша Гуслин.

Автор вызывает сочувствие читателей к тем героям, которые беспрекословно подчиняются власти домостроевских обычаев. Когда Гордей Торцов объявляет о своем решении выдать дочь за развратного старика Коршунова, Любовь Гордеевна Смиренно говорит: “На то есть воля батюшкина… Должна я ему покориться… Хоть я, может быть, сердце надорвала через это…”

Совсем другие героини появляются у Островского в шестидесятые годы. Главная героиня “Грозы” Катерина, полюбившая Бориса, не боится уже ничего. Сначала эта любовь вызывает в ее душе бурю сомнений – ведь она замужняя женщина. Но мужа ее, Тихона, ни любить, ни уважать не за что. Свекровь унижает и “заедает” на каждом шагу. А так хочется света, воли и настоящей любви! Изменив мужу, Катерина сама ему в этом и признается, да еще при всех. Ее чистая душа не выдерживает обмана, который вошел в ее жизнь. Только собственной смертью смогла она выразить протест против мира, где царствует Дикой и Кабанова. Дикой – это уже не Большов. Дикой – сила. Власть его денег в условиях маленького городка достигает таких пределов, что она позволяет себе “потрепать по плечу” самого городничего. Трудно, мерзко жить в такой обстановке. Но под влиянием Катерины и Варвара с Кудряшом, и Кулигин, и даже Тихон в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров. А это значит, что над темным царством собирается гроза.

Пьеса “Бесприданница” отражает новый этап развития России. Действие протекает в торгово-промышленном губернском городе. Внешне такие купцы, как Кнуров, Вожеватов, Паратов, ничем не напоминают Дикого. Но жестокость и в этом мире не исчезла. Главный конфликт пьесы – столкновение чистой человеческой личности с бесчеловечной моралью сильных мира сего.

Сколько прекрасных женских образов находил Островский и в купеческой среде, и в мещанской, и в театральной!

Все его пьесы читаются с большим интересом. В них почти отсутствуют политические и философские проблемы. Мы видим повседневную жизнь людей разных сословий: купцов, чиновников, дворян. Нравственные проблемы, поднятые Островским, волнуют нас не меньше, чем его современников. Пьесы Островского не сходят со сцен наших театров, и это замечательно.

Драматический конфликт пьес Островского вполне может быть перенесен и в наши условия. Ведь недаром Добролюбов назвал их “пьесами жизни”, где продолжают жить “волки и овцы”, “банкроты”, страдают “бесприданницы”, где “на всякого мудреца довольно простоты”, где так хорошо умеют считаться друг с другом “свои люди” и где столь успешно живут по принципу “правда хорошо, а счастье – лучше!”


Вы читаете: Драматический конфликт в пьесах А. Н. Островского