Читаем сказку – изучаем традиции

Урок литературы в 5-м классе

В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения семейных традиций с пятиклассниками. Оно основано на доступном их восприятию произведении – сказке “Царевна-лягушка”.

Цели урока: Познакомить учащихся с семейными традициями русского народа; формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа; развивать образное мышление и навыки самостоятельной работы.

Оборудование. Учебная хрестоматия. Репродукции картин:

В. М. Максимов “Бабушкины сказки”, М. Шибанов “Празднество свадебного договора”, А. П. Рябушкин “Свадебный поезд в Москве”, В. М. Васнецов “Царевна-лягушка”, И. Я. Билибин “Царевна-лягушка” (есть два варианта).

Ход урока

К сегодняшнему уроку вы прочли сказку “Царевна-лягушка”. Кто знал эту сказку раньше? Как вы о ней узнали?

А какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек.

…И начну у бабки
Сказку я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал… –

Писал поэт Иван Суриков.

Рассмотрим картину В. М. Максимова “Бабушкины сказки”.

Обратите внимание, как внимательно слушают сказку не только дети, но и взрослые мужчины и женщины.

Случайно ли такое проявление интереса к сказке?

Сказки хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.

Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.

“Жениться – с людьми расплатиться” , – говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.

Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь “ни роду, ни племени”. К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему научили).

В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдением этих правил строго следили.

Хранительницей очага и семейных преданий (мудрости) была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина – добытчик – понимал, что содержанием семьи и дома он был обязан женщине. Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины.

Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки, пословицы, поговорки.

Запишем пословицы и поговорки о семье.

Не красавицей Дом держится, а умницей. В единстве сила. Вся семья вместе – и душа на месте. Где любовь да совет, там и горя нет. Доброй женой и муж будет славен. Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать. Лучший клад – когда в семье лад.

Не обошли вниманием тему семьи и живописцы.

(Обращаемся к репродукциям картин М. Шибанова “Празднество свадебного договора”; А. П. Рябушкина “Свадебный поезд в Москве”.)

Вопросы для беседы

– Как в сказке “Царевна-лягушка” отражены взгляды русского народа на семью? Найдите нужные эпизоды.

(“Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорит:

– Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадет, там и ищите себе жену”.)

Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не хотят жениться. Они понимают, что создание семьи – необходимость.

– Как в сказке отражено уважение к старшим?

(“Иван-царевич… завернул хлеб в полотенце и понес к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.

Царь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Иван-царевич…”)

– Сказка рассказывает о появлении трех молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой?

(Именно эта семья предстает перед нами примером семейного уклада. А Василиса Премудрая – это образ идеальной жены. Она приветливо встречает мужа, когда он приходит домой (“Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль услышал от отца слово неприветливое?”); помогает Ивану-царевичу во всех его трудностях (“Не тужи, царевич, не горюй! Ложись-ка спать-почивать: Утро вечера мудренее!”); она хорошая хозяйка, да и в обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу можно только позавидовать.)

Читаем сцену пира, обращаем внимание на антитезу (противопоставление), использующееся при описании Василисы и жен старших братьев.

Описание танца Василисы в сказке вдохновило художника Виктора Михайловича Васнецова, и он создал картину “Царевна-лягушка”.

Рассмотрим ее репродукцию. Мы словно слышим звуки музыки, звуки бодрые, веселые, чистые. Это заплясала Василиса Премудрая, Царевна-лягушка. Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный стан отклонен назад, струятся по спине волосы, дробно постукивают каблучки туфель.

Как хороша сказочная царевна в своем древнерусском уборе с разлетающимися от движения темно-зелеными, по-старинному свободными рукавами! Все в движении, все в лад ее смелому танцу!

– Что можно сказать о муже Василисы Прекрасной – Иване-царевиче?

(Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью, погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя! В любом сложном положении, которых немало в жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его причины, не рубить сплеча.)

Домашнее задание. Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке (по выбору ученика или учителя).


Вы читаете: Читаем сказку – изучаем традиции