Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”

Данный конспект ориентирован на программу Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, В. П. Полухиной и других.

При составлении конспекта урока нами применяются наблюдения над звуковой содержательностью А. П. Журавлева.

Цель урока. Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зимнее Утро“, его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

Эпиграф на доске: ” Мороз и солнце; день чудесный!” (А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Беседа по теме “Дружба в жизни А. С. Пушкина”, выразительное чтение стихотворения “И. И. Пущину”.

III. Подготовка к восприятию нового материала

– Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

– Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

– С помощью какого эпитета характеризует снег А. С. Пушкин в стихотворении “И. И. Пущину”? Почему снег “печальный”?

– Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

IV. Анализ стихотворения

1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

Нега – наслаждение (устар.);

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.);

Вечор – вчера (диал.);

Нынче – сейчас (устар.);

Озарена – освещена (устар.);

Велеть – приказать (устар.);

Запречь – запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся – отдадимся (устар.).

2.

– Какое чувство передано в этом стихотворении?

– На основании чего вы сделали такой вывод?

– Что значит – хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нем узнают другие?)

(Настроение – внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

– Докажем, что стихотворение “Зимнее утро” проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они?

Первая часть. Начало стихотворения – радостное восклицание.

– К кому обращается поэт?

– Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

Вторая часть.

– Что описывает поэт?

– С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

– Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

3-я и 4-я строфы.

– Можно ли их объединить?

– Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

– Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

– С чем сравнивается снег? Почему?

– Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

– Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

4-я строфа.

– Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

– Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой прием звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация – прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Веселым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) .

Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места – 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

– Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

– Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

– От чьего лица ведется повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

– С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринужденного разговора.)

– Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу – диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

4. Стихотворный размер.

– Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)

– Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

5.

– Итак, какое же общее настроение стихотворения?

– Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлева.

(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв – а, о, э, и, ы, л.)

Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлева “Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро””. Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлева) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “темных” – “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчеркивающую содержание текста.

– Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, желтый – солнце…)

– Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” – можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” – … , “а” – … , “э” – … , больше – “о”.)

Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-желтый или белый

Е – зеленый

Е – желто-зеленый

Э – зеленоватый

И – синеватый

Ю – голубоватый, сиреневатый

И – синий

У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ы – мрачный, темно-коричневый или черный

– Все точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

6. Работа по выразительному чтению стихотворения.

– Чем отличается настроение, с которым вы прочтете 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

– Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

– Звуки 4-й строфы. Что они передают?

– Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”, познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

VI. Задание на дом

Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А. П. Журавлева “Звук и смысл”, и вы не пожалеете.


Вы читаете: Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”